Четверг, 23.05.2019, 23:03
МОБУ СОШ с.Дияшево
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Это интересно
ОБРНАДЗОР
персональные.дети.

О современом дополнительном образовании детей в России

К концу 80-х началу 90-х годов по-новому осмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникла потребность во введении нового направления образования -дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
Проведенный ретроспективный анализ внешкольного образования, внешкольного воспитания, внеурочной работы в отечественной педагогической науке и практике позволил увидеть теоретические, методические, практические основы, на которых в 90-х годах начала создаваться система дополнительного образования детей.
Эта система предоставляла детям дополнительные условия для развития их интересов и способностей, она расширяла рамки школьных занятий, стимулировала развитие творческой и познавательной активности, помогала "найти себя", друзей, занятие по душе.
Основным требованием для отнесения разных педагогических практик к категории "дополнительное образование детей" является наличие образовательной программы, фиксирующей образовательные цели и результаты предлагаемой детям образовательной деятельности.
Особенностью процесса дополнительного образования детей является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения.
Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).
Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных задач (без которых не может состояться ни одна цель образовательной деятельности) за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.
Программы учреждений дополнительного образования детей подразделяются на образовательные и обеспечивающие деятельность и развитие учреждения (программа отдела, структурного подразделения, программа развития учреждения, экспериментальной деятельности, методической работы, издательской деятельности, психолого-педагогической поддержки и пр.).
Современная практика развития системы дополнительного образования демонстрирует необходимость движения в направлении признания стандартизации - перехода в статус образовательных учреждений, со всеми вытекающими из этого требованиями к содержанию программ, организации педагогического процесса и пр. 
Стандартом (общим требованием) в дополнительном образовании детей становится образовательная программа как педагогическая технология - сложная система приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимоувязанных задач, содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на другие, что и создает в итоге определенную структуированную совокупность условий для развития индивидуальности ребенка. 
Дело не в том, чтобы задать единые, универсальные нормы программного документа, выработать обязательную и жесткую матрицу программирования. Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей не закончен и не может быть закончен. Всегда будут рождаться новаторские идеи, продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно будут меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, давая новые стимулы к развитию содержания образовательных программ.
Главное осознать необходимость и ценность творческого самоопределения в своей образовательной программе и отдельному педагогу, и учреждению в целом.
Каждое учреждение дополнительного образования детей выстраивает свою сложную педагогическую систему, исходя из норм и традиций своей культуры, убежденно следуя осознанному выбору основных ориентиров и миссии, определяя структуру образовательного процесса, его общее содержание, ориентацию и технологию.
Внутри этой системы действуют, в соответствии с определенными целями и задачами, структурные подразделения или отделы учреждения, имеющие свои комплексные, модульные, интегрированные программы, отдельные группы, объединения детей и педагогов. Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.
Ведущее место в развитии музыкальной культуры занимают хоровые школы. С появлением хоровых школ, как новой эффективной формы музыкального воспитания детей, началась полоса интенсивного развития детского хорового искусства.
Главные отличительные черты хоровой школы - это сочетание исполнительской и просветительской деятельности с учебно - образовательной и воспитательной работой.
Значение занятий хоровым искусством очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
- здоровье.
В процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности;
- интеллектуальное развитие.
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием укреплением памяти;
- самоактуализация
как результат сформированных метапотребностей (отдаленных целей), присутствие которых организует жизнь и вносит в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу как способность к осмысленному альтернативному выбору и действию.
Нельзя ни на минуту забывать, что оптимальный период для занятий искусством - детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально- психологического склада личности. Надо понять, что занятия искусством - это не барская прихоть, это - необходимость: правое полушарие - "эмоциональный мозг." - является базисом для развития левого полушария - "мозга рассудочного": только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность - святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания (П.В.Симонов). В этой связи становится очевидным, к чему приводит недооценка художественного образования подрастающего поколения: оно запрограммировано на ущербность развития, что ведет к непредсказуемым последствиям во всех сферах деятельности человека. В системе же народного образования в условиях поурочной организации обучения при наличии продуманной образовательной программы и квалифицированных специалистов имеется прекрасная возможность для изучения многих видов искусств и среди них: сольного пения, хорового пения, живописи, хореографии, народных ремесел, фольклора и т.д. Овладение ими в период взросления человека служит базисом для его полноценного развития и формирования творческого потенциала, а во взрослом состоянии снимет напряженность с ряда производственных и социальных проблем. Проблема очень и очень серьезная и в условиях существующего общественного кризиса ее решение не должно откладываться на будущее, будущего может и не быть, если подрастающее поколение лишить возможности гармонического развития.

Литература:
1. Асмолов А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к
педагогике развития. - Внешкольник, 1997, № 9.
2. Асафьев Б.В.,Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании/под ред. Орлова С.М., 2 издание. -М.:Музыка, 1973.
3. Алиев Ю.Б, Богин В.Г., Журавлев И.К., Прогностическая концепция целей и содержания образования. -М.: РАО, институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, ИТПИМИО, 1994.
4. Бруднов А.К., От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. - Внешкольник, 1995, № 1.
5. Голованов В.П., Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. - М.: Центр "Школьная книга" , 2001.
6. Дополнительное образование детей - фактор развития творческойличности. - Тезисы и материалы Всероссийской научно практическойконференции "Проблемы становления и развития образовательногопроцесса в учреждениях дополнительного образования детей". - С-пб.,1998.
7. Материалы коллегии московского департамента образования. Сб. документов /Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"/- М., 1996.
8. Поташник М.М., Лазарев B.C., Управление развитием школы. - М., 1995.
9. Разбивная Г.А., Степанов С.Ю., Сотворчество в управлении образованием. - Петрозаводск, 1993.

Статья составлена Художественным руководителем 
МХШ "Касталия", Почетным работником общего образования 
РФ; Лауреатом конкурса "Гранд Москвы" в области гуманитарных 
наук; Почетным членом Всероссийского Музыкального Общества 
Н.И.Божко
(помещено на сайте в апреле 2003г.)

Значение образовательной программы в развитии учреждения дополнительного образования детей.


В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение является главным нормативно-регулирующим документом, утверждающим основы деятельности и управления особого типа образовательного учреждения, целевое назначение которого - развитие мотивации личности к познанию, творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
В Законе "Об образовании" указано, что образовательная программа определяет содержание и объем образования на всех уровнях и направлениях; тип, вид и категория образовательного учреждения зависят от реализуемых им образовательных программ: образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образования личности; компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация деятельности образовательного учреждения устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Образовательная программа учреждения дополнительного образование детей сложная и открытая система составляющих компонентов (частей) и связей между ними, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития ребенка.
Образовательная программа учреждения выступает как комплекс приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей и получения проектируемых результатов. Это нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы.
Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении (стратегическую и тактическую), определить себя как единый живой организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.
Образовательная программа учреждения - показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры.
Место образовательной программы в системе управления учреждением можно представить в виде следующей схемы.

ПРОГНОЗЫ 
ПЛАНИРОВАНИЕ
РЕШЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
АНАЛИЗ СИНТЕЗ
КОНТРОЛЬ
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Образовательная программа учреждения всегда является результатом творческой и ответственной работы коллектива, единого образовательного сообщества, его стремления учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, родителей, включить их в свою деятельность, ответить на них, а также прогнозировать будущее общества через прогнозирование "образа выпускника". Поэтому образовательную программу учреждения всегда можно назвать авторской, и она всегда уникальна и неповторима.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна четко и ясно представлять своеобразие педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Поэтому содержание образовательной программы учреждения не может сохраняться в неизменном виде и быть тем "отстраненным документом", который создается формально раз и навсегда. Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появлением инновационных педагогических систем и новых видов учреждений прямо или косвенно стимулируют процесс обновления содержания образовательной программы учреждений дополнительного образования детей или ее отдельных разделов. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению - миссии.
В этом самостоятельном выборе своего предназначения учреждение дополнительного образования детей всегда отличаются одно от другого, даже если они одного вида.
Миссию учреждения можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для данного образовательного учреждения.
В миссии коллектив учреждения выражает свою организацию образования, свой стиль и культуру, поэтому форма выражения должна быть ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает данное образовательное учреждение.
Функции миссии учреждения дополнительного образования детей можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние функции связаны с тем, чтобы дать ясное представление:
- об учреждении родителям, детям, другим учреждениям образования в окружающем социуме, учредителям, рынку труда, организациям и предприятиям;
- о преимуществах (профессионализме, качестве, конкурентноспособности) профиля учреждения в ряду других учреждений дополнительного образования детей.
Внутренняя функция миссии состоит в создании рамок, в которых можно принимать важные решения, обеспечивая определенное единство образовательных идей и приоритетов (направленность образовательных программ), слаженное сотрудничество, взаимодействие педагогов над повышением качества образования в учреждении.
Не умоляя роли педагога, его работы с детским объединением, все-таки значение педагогической команды, "образовательного сообщества" или "сообщества в образовании" сегодня выше. Именно многопрофессиональное партнерство может действительно построить непрерывное образовательное пространство учреждения, создать особенный стиль образования, может управлять его функционированием и развитием.
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и другими чертами. Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый уклад жизнедеятельности учреждения.
Культура образовательного учреждения - это уникальная многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Ее создателями и носителями являются все участники (временные и постоянные, прошлые и настоящие) жизнедеятельности учреждения: педагоги, дети, родители, сотрудники, и др.
Образовательные программы рождаются, осуществляются и приносят определенные результаты в конкретном укладе жизни учреждения, в особом сочетании обстоятельств, условий, средств, запросов, индивидуального потенциала участников педагогического взаимодействия, их стиля духовных взаимоотношений. Именно это превращает процесс работы педагога над программой в авторское творчество, а сочетание, композиция программ педагогов в структуре педагогического процесса учреждения всегда будет неповторимо, не тиражируемо.

Направленность образовательной программы - обобщенное, идеальное определение результата - итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.
Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определенный, унифицированный объем предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.
Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в связке "цель - результат" повлиял на создание такой модели подхода к оценке деятельности образовательного учреждения, его эффективности, в которой доминирует значение конечного результата образования. Но связка "цель - результат" не должна трактоваться прямолинейно и упрощенно. Соотношение целей образования и его результатов многовариантно.
Цель отдельного учебного занятия, цель образовательной программы одного педагога может и должна быть сформулирована конкретно, однозначно, а значит - диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределенность системы и тем более общими должны быть цели. Следовательно, и выводы о соответствии результатов поставленным целям могут быть получены только через комплексный анализ данных (результатов процесса, соотношения начального и конечного состояния системы) по всем направлениям социально-педагогической деятельности учреждения, а не через простое сравнение формулировки цели, принимаемой за некий эталон, и искусственно выделенных итоговых результатов ее реализации.
Совершенно очевидно, что невозможно составить единую, нормативно определенную для всех учреждений модель выпускника и через сравнение с нею реальных выпускников образовательных учреждений оценивать все составляющие элементы образования. Деятельность образовательных учреждений слишком сложна, и все ее многоплановые результаты не определяются в одинаково строгих параметрах количественного измерения.
Специфическая направленность образовательных программ системы дополнительного образования детей определена в основном документе - Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, а также в проекте варианта Закона о дополнительном образовании. Эти определения можно отнести к разряду стратегических ориентации системы дополнительного образования как особого типа образования.
Подразумевается, что целевая направленность, сосредоточенность на развитии индивидуальности, "выращивании" самобытной, свободной личности должна быть выражена в содержании, технологиях образовательных программ педагогов, в совокупном содержании образовательной программы учреждения, организации образовательного процесса в адекватной ему структуре учебного плана.
Первые строки первого раздела Закона "Об образовании" гласят: "Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)."
Уровни образования - это принятые государством условные "точки" периодического замера и оценки достижений обучающегося и освоение им образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
Закон "Об образовании" и Типовое положение не дают отдельного определения уровня образовательных программ дополнительного образования детей, каких-либо его качественных показателей. Но в тоже время эти нормативные документы утверждают зависимость государственного статуса любого образовательного учреждения (тип, вид, категория) от уровня реализуемых им образовательных программ.
Говоря об уровне образовательной программы педагога, мы имеем в виду прежде всего содержательно-организационную структурированность образовательного процесса. Педагог, проектируя образовательный процесс на определенный период (длительность реализации программы), выделяет условные этапы - ступени, проходя которые дети осваивают предлагаемое содержание и способы деятельности. Именно эти этапы чаще всего и определяют как уровни образовательной программы, а саму программу называют многоуровневой или разноуровневой. Нельзя сказать сколько должно быть уровней (это зависит от педагога, учащихся, конкретных условий), но педагогу надо определить их в программе в конкретных признаках, чтобы не утратить смысл своей педагогической деятельности и убедительно доказать свою роль в создании условий развития ребенка.
Для педагога учреждения дополнительного образования детей, создающего и реализующего свою образовательную программу, точкой отсчета и объединяющим смысловым началом является конкретный ребенок и все дети, которые пришли к нему, и они вместе будут конструировать смысл своей деятельности (реализовывать, творить программу). Поэтому в дополнительном образовании детей уместно говорить не об единообразном "уровне подготовки выпускников" по той или иной программе, а об уровнях образованности личности.
Выпускник учреждения дополнительного образования детей -личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания (направление программы), уровне освоения (образованность), мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов), ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении) через приобретение собственного опыта культурной деятельности.
Сказанное позволяет сделать два заключительных определения:
Первое: Уровень образовательной программы дополнительного образования - это показатель ее полноты и качества (технологичности) в создании условий для достижения личностью определенного уровня образованности.
Второе: Уровень образовательной программы учреждения - это показатель целостности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий (содержания программ, технологий, форм организации) освоения обучающимися всех уровней образованности.
В соответствии с Законом "Об образовании" учебный план -документ, определяющий требования к организации образовательного процесса в учреждении (Статья 15). Это документ, регламентирующий образовательный процесс вместе с годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, разрабатываемых и утверждаемых учреждением самостоятельно. Учебный план, согласно закону, является исходным документом для финансирования образовательного учреждения.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку только примерных учебных планов, программ курсов, дисциплин.
Учебный план утверждает в конкретном учреждении разделение содержания образовательной программы (образовательных программ) на:
- отдельные учебные курсы;
- дисциплины;
- года обучения.
Границы данного разделения содержания образовательной программы соответствуют уровню образовательной программы (ступени обучения) и фиксируются посредством промежуточной
аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Полное освоение образовательной программы, всех предусмотренных ей уровней завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Учебный план дает возможность образовательному учреждению определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, выделить приоритетные направления.
Для учебных планов учреждений дополнительного образования детей более приемлем путь самостоятельного, индивидуального проектирования уровней образовательного процесса с однозначной ориентацией на "ученический компонент" и поэтому им больше подходит название "образовательный план", "интегрированный план образовательных маршрутов ", "образовательное пространство ". 
Главное, чтобы принятая форма учебного или индивидуального образовательного плана учреждения отражала и закрепляла его системную целостность, уникальность во взаимодействии с окружающим социумом.
Моделирование образовательного процесса может выстраиваться через отношения взаимозависимости между:
- сферой деятельности;
- направлением освоения деятельности (предметный профиль);
уровнями освоения деятельности (репродуктивный, продуктивно-творческий, креативный);
- образовательными программами;
- временем реализации программ;
-формами организации образовательного процесса.
Модель и конструктивная схема данного нормативного документа всегда будет только формализованным, абстрактным, а значит, ограниченным, временным воспроизведением действительной практики. Полнота и реалистичность модели образовательного процесса в учреждении корректируется содержанием образовательной программы и программой развития.
Учебный план учреждения и каждого педагога (образовательный план) должен соответствовать следующим требованиям:
- полнота (обеспечение широты развития личности, учет
потребностей отдельного человека и социума);
- целостность (наличие и достаточность компонентов, их
внутренняя взаимосвязь);
- рациональная сбалансированность между составляющими
частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и
его организационными формами;
преемственность образовательных программ (педагогов, структурных подразделений учреждения, учреждения в целом) как выражение преемственности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности ("горизонтальная" и "вертикальная" направленности);
- актуальность и перспективность (соответствие реальному
времени, наличие резервов, гибкость плана).
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что
Образовательная программа учреждения - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, как с учетом конкретных условий создается образовательная модель. Образовательная программа учреждения является исключительно индивидуальной, неповторимой, т.к. учитывает потребности конкретных обучающихся и родителей.
Образовательная программа включает:
• определение цели и приоритетных направлений образования в данном учреждении, конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения;
• учебный план учреждения;
• характеристику классификацию образовательных программ, соответствующих учебному плану;
• учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение;
• учебный план учреждения;
• характеристику классификацию образовательных программ, соответствующих учебному плану;
• учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение;
• описание принятой в учреждении системы диагностики результатов развития детей, оценки их достижений;
• представление особенностей организации образовательной деятельности, их взаимосвязи (если она присутствует) и педагогических технологий;
• управление программой через мониторинг

Вход на сайт
Телефон доверия
10 лет вместе
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
спас экстрим
дорожная азбука
МОБУ СОШ с. Дияшево