Понедельник, 22.07.2019, 06:21
МОБУ СОШ с.Дияшево
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Это интересно
ОБРНАДЗОР
персональные.дети.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий "безличной”, "бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.   МОБУ СОШ с. Дияшево одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин:

{C}·         На протяжении всего периода своего существования школа - интернат спортивного профиля выполняет социальный заказ города и региона – воспитание школьника-спортсмена. МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО является уникальным учреждением в образовательном поле региона, т.к. сочетает учебный и тренировочный процесс. Умело выстроенный учебно-тренировочный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как на спортивном помосте, так и в учебе.

{C}·         Школа имеет большой опыт в воспитании чемпионов: уже при зачислении в 1 класс дети имеют определенные спортивные результаты, а из стен школы выходят кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, чемпионы России, члены молодежной сборной страны по спортивной гимнастике.

{C}·         Традиционно обучающиеся МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО представляют на соревнованиях различного уровня – региональных, всероссийских, международных, защищая честь города и Родины. (Приложение 1)

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Для реализации данного направления в МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа "Я – гражданин России”.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната спортивного профиля представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, тренеров) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.

Модель гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО позволит достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах

Структурно-функциональная модель гражданско-патриотического воспитания в воспитательно-образовательном процессе МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО Программа "Я - гражданин России” предназначена для обучающихся 1-9 классов. Ее целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

{C}·         формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

{C}·         развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

{C}·         создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

{C}·         развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Программа включает в себя следующие направления:

{C}1.     {C}Связь поколений.

{C}2.     {C}Растим патриота и гражданина России.

{C}3.     {C}Мой край родной.

{C}4.     {C}Я и семья.

Результаты работы определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания в школе- интернате спортивного профиля заключается в способности учитывать максимум факторов, способных "влиять” на результат.

При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ С. ДИЯШЕВО учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:

{C}·         наличие четких целей и нормативных требований;

{C}·         аргументированность гражданско-патриотического воспитания школьников;

{C}·         планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников с учётом результатов диагностики;

{C}·         учет временного фактора;

{C}·         учет личностных особенностей учителей и учащихся.

Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

{C}·         методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;

{C}·         соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;

{C}·         применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;

{C}·         разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;

{C}·         применение новых подходов к подготовке учителя;

{C}·         взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

{C}·         создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются учителя, учащиеся и их родители, тренеры.

Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.

Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания

{C}{C}http://festival.1september.ru/articles/514134/img1.jpg{C}

Нормативно-правовые условия:

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

{C}·         Государственные программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;

{C}·         Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

{C}·         Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 "О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;

{C}·         Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 "О рекомендациях "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;

{C}·         Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.

{C}·         Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.

{C}·         Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.

Психолого-педагогические условия:

{C}·         обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;

{C}·         осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;

{C}·         обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:

{C}·         ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

{C}·         профилактика противоправного поведения;

{C}·         создание условий для самореализации каждого ученика;

{C}·         актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

{C}·         развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;

{C}·         сотрудничество с социумом;

{C}·         включение школьников в реальные социально значимые дела.

Кадровые условия:

{C}·         развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско-патриотического воспитания.

{C}·         обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе;

{C}·         создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:

{C}·         обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

{C}·         повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;

{C}·         обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;

{C}·         работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Материально-технические условия:

{C}{C}http://festival.1september.ru/articles/514134/img2.jpg{C}

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:

{C}·         ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;

{C}·         обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, тренеров, школьников, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;

-->

Вход на сайт
Телефон доверия
10 лет вместе
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
спас экстрим
дорожная азбука
МОБУ СОШ с. Дияшево